Цикл литографий Михаила Шемякина «Чрево Парижа»
ПРЕСС-РЕЛИЗ
выставки из частных коллекций Д.С. Харьковского и И.В. Романова
Цикл литографий Михаила Шемякина «Чрево Парижа»
7 июля – 9 августа 2020
С 7 июля 2020 г. в Крымском зале Симферопольского художественного музея будет представлена выставка литографий Михаила Шемякина «Чрево Парижа» (1977). 15 листов этого цикла дополнят автопортрет М. Шемякина и ранние натюрморты. Все работы предоставлены из частных коллекций Д.С. Харьковского и И.В. Романова.
Михаил Михайлович Шемякин (род. 4 мая 1943, Москва) — советский, американский и российский художник, скульптор. Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1993). Учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1957-1961). В 1971 г. эмигрировал из СССР, жил в Париже, организовывал выставки и публиковал работы своих коллег — российских художников и писателей-нонконформистов.
В Париже Михаил Шемякин познакомился с Владимиром Высоцким. Высоцкий посвятил Шемякину 12 песен и стихов; тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Высоцкого, а после смерти поэта выполнил его памятник, установленный в Самаре.
Серия цветных литографий «Чрево Парижа» М. Шемякина была создана в Париже в 1977 году. Она увековечила знаменитый парижский рынок, описанный Эмилем Золя в одноименном романе «Le Ventre de Paris» (1873), разрушенный в конце 1970-х годов. Эта серия принесла М. Шемякину европейскую известность. Она насчитывает 15 листов и изображает фигуры мясников, волокущих разделанные туши так, что они почти скрывают под собой тела людей, придавая им зловеще-фантасмагорический облик. Под впечатлением от серии «Чрево Парижа» В. Высоцкий написал стихотворные строки: «На ум, на кисть творцу попала туша / И дюжие согбенные детины, / Вершащие дела не человечьи».
Михаил Шемякин описал создание этого цикла: «Мне посчастливилось застать живым «Чрево Парижа». Зная, что оно подлежит уничтожению, я провел там год, выходя в двенадцать часов ночи и возвращаясь с него в восемь утра, запечатлевая его в фотографиях и рисунках. Таких фотографий при подсчете оказалось свыше 5000. Больше всего меня интересовали тушеноши. Эти люди-гиганты, с легкостью взваливающие на себя четырехсоткилограммовую тушу, эти парижские силачи — воплощение силы и какой-то чудовищной грации. В выставке «Чрево Парижа и фантомы Ле Аля» я постарался создать свой гимн труду тушенош и показать круговорот единства жизни и смерти, смех радости и оскал смерти».